В последнюю декаду июля планируется проведение ежегодного туристкого водного похода 1 категории сложности. Данное мероприятие проводиться силами Региональной общественной организацией инвалидов по зрению ХМАО-Югры «Тифлопуть» и Сургутской общественной организацией инвалидов Всероссийского общества инвалидов.
В этот раз выбрали местом сплава реку Лямин. Маршрут новый, неисследованный. Для проработки нитки маршрута было принято решение о разведке трассы похода. Подобралась группа разведчиков-авантюристов, которых в просторечии назвали «Команда». В состав «Команды» вошли: Сергей Филатов, Юрий Александров, Геннадий Гагарин и юный волонтер Татьяна.
Во второй половине дня в пятницу, 9 июля, «Команда» стартовала на разведку трассы похода. То, что подобный выход являлся авантюрой, было ясно изначально, но результат ее впечатляет: за 64 часа «Команда» прошла на моторной лодке по р. Оби до р. Лямин, поднялась вверх по р. Лямин до места выхода на маршрут туристкой группы и вернулась обратно в г. Сургут. Общая длительность переходов составила 712 км.
В первые сутки, пройдя по р. Оби, вошли в р. Лямин и приостановившись на планируемой точке финиша сплава, Сытоминской понтонной переправе, поднялись в верховье еще на 80 км. Только начавшийся дождь вынудил команду встать на привал. Быстро разбили лагерь, наскоро перекусили, обсуждая при этом полученные данные, и отбой. Через четыре часа подъем, сборы под дождиком и продолжение разведки трассы. Весь день погода не баловала, когда прекращал моросить дождик, налетали полчища гнуса, и не только мошкара, но и комары и слепни. Добрались до места планируемого старта водного похода — единственный мост через р. Лямин, в районе бывшей деревни Горшкова, осмотрелись, определили места подъезда автотранспорта, место монтажа плавсредств и в обратный путь.
О предстоящих трудностях подозревали и даже готовились к ним, но о перерасходе топлива в таком объеме нельзя было догадаться. Обратный путь был занимателен: полночи гребли на веслах и электродвигателе, сберегая остатки топлива на рывок к сытоминской переправе, где планировали дозаправиться. Выложившись по полной, выбрали живописное место для ночевки. Юный волонтер Татьяна обнаружила на песчаной косе следы медведя. Мы ее успокоили, пообещав, что с мишкой она сфоткается утром, а Сергей Филатов приложил свою руку рядом с медвежьим следом. Для успокоения души постреляли в воздух из ружья и файеров, желая шумом отпугнуть возможных гостей.
Правы древние, бойся своих желаний, они могут реализоваться. Так и здесь — дурные мысли сбываются! Проснулись от того, что вокруг лагеря шастает медвежонок. Его маменьку дожидаться не стали, да и фотосессию отменили. Быстро погрузились и рванули от стоянки так быстро, насколько можно было выжать из двадцатисильного движка.
Результат вылазки: обследовали трассу предстоящего похода, выявили наиболее опасные участки в русле р. Лямин, на которых возможны повреждения катамаранов, определились с предстоящими стоянками и ночевками, в самых живописных местах.
На обратном пути встретились с очень хорошими людьми. На сытоминской переправе стоит буксир «Костромич». Пока капитан Саша возил Юрия с Геннадием на автозаправку за 40 км, рулевой-моторист Вадим поил Сергея с Татьяной чаем. Только благодаря их помощи и поддержке удалось обеспечить себя топливом на обратную дорогу до Сургута.
Но и оставшиеся полторы сотни километров не прошли без приключений: в районе Сайгатино пришлось идти против волны высотой в полметра. Ощущения не передаваемые: предрассветные сумерки, встречный ветер и волна бьет в дно лодки. А в конце – рассвет на Оби. И мы идем навстречу встающему солнцу!
Приступаем к окончательным подготовительным мероприятиям: регистрация туристкой группы в МЧС, оформление маршрутной книжки похода, страхование участников — и 23 июля выдвигаемся на недельный сплав по р. Лямин.